Партнёр Сервис

  • Адрес: г.Киров ,ул.Лесопаркрвая , д.4
  • тел.: +7 (8332) 49-02-55, сот.: 8 (922) 661-02-55
  • e-mail: partner_service@inbox.ru

 
   
 
 

Дела наши кузовные. Жестянка.

ДМИТРИЙ ВАСИЛЬЕВ

Несущий кузов современного автомобиля — основной элемент. В нем и на нем закреплено все, что составляет транспортное средство в целом. Кроме того, кузов, без сомнения, самая дорогая часть машины, а ремонт этой главной «детали» — удовольствие непростое и не из дешевых. Очень обидно, если глупая случайность приводит к ДТП и повреждению кузова. Однако делать нечего — придется озаботиться жестяным ремонтом, основная цель которого не просто вернуть первозданный вид кузову, но, главное, восстановить все его базовые размеры с конвейерной точностью. Только в этом случае эксплуатация автомобиля пос­ле ремонта может считаться без­опасной.

Проблема кузовного ремонта не так безнадежна, как может показаться на первый взгляд после серьезной аварии. На помощь мастерам-жестянщикам давно пришли производители сервисного оборудования. Они предлагают огромное количество различных конструкций инструмента, приспособлений и устройств для восстановления поврежденных кузовов. Такое многообразие объясняется широким кругом задач, которые приходится решать мастерам (ведь кузовные повреждения могут быть как незначительными, так и очень серьезными), а также различным подходом производителей к решению основной задачи — восстановлению кузова.

Рихтовка и вытяжка
К счастью, большинство ДТП (по статистике, около 70%) заканчивается мелкими повреждениями кузова. Это вмятины, глубокие царапины на видовых панелях, безнадежно портящие внешность автомобиля. При этом не наступает деформации силовых элементов, выправление которых требует больших усилий. При ремонте можно обойтись малой кровью: выправить вмятины, а в крайнем случае заменить поврежденные видовые панели. Большинство кузовов современных автомобилей изготавливаются из тонколистовой малоуглеродистой стали, выправить вмятину на которой достаточно просто. Весь фокус в том, как и куда приложить усилие. Традиционно в таких случаях использовался и используется прием рихтовки повреждений с помощью молотка и поддержки. Опытный мастер-жестянщик с помощью такой «методы» способен достичь поразительного результата — убрать повреждение так, что деформированный элемент можно красить почти без шпатлевания. Однако без ложки дегтя не обойтись: провести качественную рихтовку возможно лишь, имея доступ к зоне повреждения изнутри. А таких участков на кузове очень мало. В большинстве случаев его элементы имеют замкнутую, коробчатую конструкцию, затрудняющую доступ к видовой панели изнутри. Тем не менее рихтовка своей актуальности не утеряла. Многие неприятности по «жестянке» связаны с восстановлением крыльев, а это детали часто незамкнутые. Да и особого инструмента для работы не требуется: набор молотков, различных по массе, размеру и материалу ударной части. Такие же требования к опорному инструменту, различным поддержкам. Главное — квалификация мастера. Качественная рихтовка, помимо решения эстетической задачи, преследует экономическую цель — повышение рентабельности мастерской. Ведь после участка «жестянки» кузов неминуемо попадает в «малярку». Чем тщательнее устранены дефекты кузова, тем быстрее он будет окрашен и тем меньше расходных материалов будет затрачено при его подготовке к нанесению декоративного покрытия. А как же ремонт замкнутых элементов? И тут выход найден довольно давно: нельзя нажать на вмятину — будем ее тянуть. Во времена оно, для того чтобы «ухватиться» за поврежденный участок, в нем сверлили отверстия и тянули с помощью крючков, используя разные механизмы, в том числе инерционный, «обратный» молоток. Но способ сверления в наше время — это уже музейный экспонат. Прогресс в такую технологию принес споттер, аппарат контактной сварки с одним электродом. В роли же второго выступает сам кузов, к которому споттером привариваются шпильки или шайбы. За приваренный прихват цепляется инерционный молоток, а дальше — дело техники. После ремонта приваренные элементы легко удаляются, а следы от них также легко зачищаются и зашлифовываются, становясь практически незаметными. Однако как бы ни был хорош упомянутый молоток, при работе с ним имеется существенное неудобство. Точно дозировать прикладываемое усилие при вытяжке очень не просто и недостаточно опытный мастер может легко перейти ту грань, за которой вмятина превращается в выпуклость. Повторное осаживание дополнительно ослабляет «больной» металл в зоне деформации и способно привести к образованию дефекта, имеющего среди профессионалов название «хлопун». И тут на помощь пришли производители ремонтного оборудования, предложившие прикладывать тянущее усилие не инерционным молотком, а с помощью рычажных приспособлений с опорами. Метод позволяет прикладывать к приваренному к кузову прихвату плавное, точно дозируемое усилие. При необходимости можно воздействовать на повреждение в течение длительного времени, одновременно работая рихтовочным молотком или даже осуществляя локальный прогрев. Рычажные устройства различных производителей хорошо себя зарекомендовали при ремонте вмятин большого радиуса. Особое их преимущество при ремонте вмятин с острыми складками, когда при вытяжке начинает тянуться не то, что надо. Предотвратить подобный результат очень просто, используя конструкцию, у которой роль опоры выполняет оправка, ограничивающая зону вытягиваемого металла. Нельзя не сказать о том, что ряд производителей предлагает не приваривать прихваты к кузову, а приклеивать их. Ничего удивительного, клеевые технологии уже широко применяются автопроизводителями и вторгаются в авторемонтную индустрию. Такая технология восстановления повреждений кузова с помощью рихтовочного устройства снижает трудозатраты жестянщика и сокращает объем последующих малярных работ. Иногда, если в зоне дефекта декоративное покрытие не повреждено, удается даже обойтись без малярных работ. Конечно, клеевой способ не претендует на случаи правки любых вмятин. Уже установлено, что его область применения — это восстановление дефектов глубиной до 7,5 см, с близкими поперечными размерами. А подобные повреждения видовых панелей в полной мере могут быть отнесены к числу серьезных. Выше было сказано, что замкнутая конструкция некоторых видовых панелей затрудняет доступ к повреждению с обратной стороны. Затрудняет, но не делает его вовсе невозможным. На всех скрытых панельных элементах имеется целый ряд различных отверстий: крепежных, технологических. Таким образом, где бы снаружи панели ни появились вмятины, всегда неподалеку от нее можно отыскать хотя бы небольшое отверстие, достаточное для того, чтобы, просунув в него хитрую стальную загогулину, упереться в дно этой самой вмятины. Вопрос в том, где мастеру отыскать такой своеобразный инструмент. А сложность его усугубляется многократно тем, что дислоцироваться вмятина может где угодно и конструкций кузова также немало. Следовательно, для профессионального кузовного ремонта этих самых загогулин может понадобиться бессчетно. Но такая неопределенная категория единиц инструмента и способов его применения для серийного ремонта совершенно неприемлема. К счастью, даже в таком творческом деле, как кузовной ремонт, многое поддается стандартизации и систематизации. Этот факт уловили разработчики комплектов подобного инструмента для оперативного устранения любых несложных кузовных дефектов на практически любой модели автомобиля. Особая ценность предложения в том, что жестянщик не только вооружается разнообразными приспособлениями хитрой формы (обычно их в комплекте около трех десятков), но и обучается стандартному алгоритму работы с этим инструментом в любом возможном на практике случае. Именно этот алгоритм позволяет превратить любой вариант ремонта в стандартный технологический процесс с минимальными затратами сил и времени. А следовательно, вести выгодный бизнес.

Правочные стенды
Выше мы рассмотрели основные способы восстановления легких повреждений кузова после ДТП. Ну а если произошла серьезная авария и повреждения серьезные — деформированы лонжероны, стойки, пол или другие силовые элементы, — тут все гораздо сложнее: необходимо прежде всего восстановить первоначальную геометрию кузова, и только после этого заниматься косметическим ремонтом его фрагментов. Задача непростая, учитывая то, что каждый кузов первоначально создается как сложная объемная конструкция с очень жесткими допусками по всем размерам. А таких размеров несколько десятков и отсчитываются они от так называемых контрольных или базовых точек кузова. В реальности такие точки на кузове отсутствуют, имеются только их математические координаты. На помощь мастерам-жестянщикам опять пришли производители сервисного оборудования. Следует отметить, что на мировом рынке нет, пожалуй, другого класса ремонтного оборудования, представленного таким большим количеством различных конструкций, как устройства для восстановления геометрии автомобильных кузовов. Это многообразие объясняется различным подходом фирм-производителей к решению основных задач — как закрепить автомобиль, чем его править и чем мерить? А значит, использованию различных технических принципов конструирования трех важнейших систем: фиксирующей, силовой и измерительной, из которых, как правило, состоит это оборудование. Напомним, как различные фирмы-производители предлагают крепить автомобиль перед восстановлением его поврежденного кузова. Первой появилась шаблонная система, которая выполняет функции одновременно фиксирующего и измерительного устройства. Автомобиль крепят на специальное приспособление-шаблон за элементы контрольных точек кузова. Ими могут служить технологические отверстия, выступы, шпильки и другие участки, которые фиксируются с помощью штырей, втулок или иных приспособлений специально сконструированного шаблона. Такая фиксация оказывается наиболее надежной. Поскольку функции измерительной системы выполняет сам шаблон, нет нужды применять какие-либо специальные измерители. Так, если контрольная точка не совпадает с шаблоном, значит, элемент автомобиля, на котором она расположена, деформирован. Причем шаблон стараются сконструировать таким образом, чтобы было хорошо видно, в каком направлении нужно приложить усилие правки. Однако шаблон имеет недостатки: главные — стоимость и уникальность, поскольку для каждой модели автомобиля предназначен определенный шаблон. Иметь на СТО комплект таких устройств экономически оправданно только, если ремонтируется большое количество автомобилей одной марки. Созданы и более гибкие шаблонные системы, состоящие из основы, на которую крепят сборные фиксирующие элементы — джиги. Из них, как из деталей детского конструктора, можно собрать шаблонную фиксирующую систему для любого автомобиля. При явных преимуществах системы, которые определили довольно широкое распространение таких конструкций, также имеют минусы. Они дороги и отличаются относительно небольшой производительностью правки за счет продолжительного подготовительного времени. Наибольшее распространение получили универсальные фиксирующие системы, которые позволяют быстро и легко закрепить автомобиль любой марки и размера. Основа такой системы — высокопрочная рама, на которой с помощью мощных тисочных зажимов машину крепят за отбортовки порогов кузова (у подавляющего большинства автомобилей, выпускаемых в мире, эти конструкции схожи). Для фиксации автомобилей без отбортовок порогов используются специальные элементы-адаптеры. Очень часто подобные стенды комплектуются встроенным ножничным подъемником, электрической лебедкой и заездными скатами. Все это позволяет значительно ускорить процесс фиксации поврежденного автомобиля на раме стенда. Но универсальная система имеет недостатки, обеспечивая не такую жесткую фиксацию машины, как шаблонная. Кроме того, участки автомобиля вне колесной базы оказываются незакрепленными, и их приходится править на весу. Универсальная система не может выполнять функции измерителя, она только страхует автомобиль от перемещений во время правки. Поэтому совместно с ней приходится применять измерительные устройства. Любая авария приводит к тому, что координаты некоторых контрольных точек «уходят» из полей допуска. Это, не считая нарушений целостности кузова, искажающих его внешнюю эстетическую завершенность. Очевидно, что главная задача полноценного кузовного ремонта — не только восстановление его видимых повреждений, но и восстановление координат ушедших контрольных точек в соответствии с параметрами, заданными производителем. Это — основная цель всех разработчиков правочных стендов. Дальше все на первый взгляд просто. Для того чтобы восстановить координаты «ушедшей» контрольной точки, необходимо приложить к деформированному участку кузова достаточную тянущую или толкающую нагрузку. Тут на помощь призываются гидравлические устройства, способные с легкостью развивать многотонные усилия, передаваемые на деформированные участки через различные зажимы и захваты. С этой целью производители комплектуют свои агрегаты различными захватами, тисками и иными приспособлениями. Любой правочный стенд — это лишь инструмент без «органов зрения». Восстановить геометрию кузова без наличия измерительной системы и базы данных с координатами контрольных точек невозможно. Эволюция измерительных систем шла по пути — от простых механических до современных компьютерных. Простейшая механическая измерительная система — это телескопическая линейка, позволяющая делать несложные пространственные замеры, преимущественно в нижней части кузова. Полноценная же система дополнена специальной рамкой для измерения координат контрольных точек верхней части кузова. Механические измерительные системы дополняются каталогами или карточками, в которых приводятся значения размеров между контрольными точками для кузовов многих автомобилей. Для облегчения работы мастеров-жестянщиков каждый производитель создает упрощенную схему конкретного кузова, на которой отражены только те точки (обычно около двадцати), от точности расположения которых зависит прочность и жесткость кузова, правильность монтажа навесных узлов и агрегатов и возможность установки стекол. Создание таких баз данных осуществляется при непосредственном участии автопроизводителей. Так что упрощенная схема, по сути, предлагает полные, конвейерные размеры кузова. Затем появились электронные измерительные системы, отличие которых в том, что в измерительные штанги вмонтированы датчики, сигналы от которых обрабатываются компьютером, программа которого включает два раздела. Во-первых, в нее входит база данных на множество размеров кузовов различных автомобилей. А во-вторых, сама система измерений в реальном времени. При измерении к исследуемой подводится штанга с датчиком и на мониторе наглядно, в графическом виде отражаются реальные значения координат контрольной точки и эталонные. Конечно, так работать проще. В конце работ клиент получает распечатку с результатами работ — размерами кузова до и после ремонта. Все крупные производители измерительных систем очень тщательно относятся к работе по составлению баз данных, постоянно отслеживая появление новых моделей автомобилей и модернизацию разработанных ранее. Регулярно обновленная информация доводится (в том числе через Интернет) до всех клиентов компании. Наиболее продвинутые производители пошли еще дальше. В их базах данных содержатся даже фотографии участков кузовов, позволяющие легко определить местонахождение конкретной контрольной точки. Ассортимент представленных на рынке правочных стендов огромен. Причем каждый стенд разработан и изготовлен под собственную идеологию кузовного ремонта. Помимо тяжелых моделей, которые позволяют выполнять самые сложные ремонты, заказчику предлагаются устройства, ориентированные на средние ремонты при большей пропускной способности, легкие стенды, позволяющие быстро делать несложный ремонт, в том числе автомобилей, предоставляемых страховыми компаниями. Бывает совсем не просто определить, какие модели и в каком сочетании с другим оборудованием будут оптимальны для каждого конкретного сервиса, составить наилучшую планировку кузовного участка, самым эффективным образом построить технологический процесс, учитывая финансовые возможности предприятия. Позволил себе напомнить, что стенд — это всего лишь инструмент, а исправляет повреждения кузова человек. Разница же в том, какие возможности предоставляет инструмент человеку.

Кузовной ремонт и покраска авто в Кирове
Создание и продвижение сайтов